Владимир Алеников – Новости

СТАТЬИ

Петров и Васечкин вышли в космос

В 1983 году на ТВ прошла премьера «Приключений Петрова и Васечкина»:  старшеклассники забыли о выпускных экзаменах, пионеры - о внеклассном чтении, а девочки Оли невзлюбили своё имя за «пошедшее гулять по дворам» выражение: «Сама ты, Оля, вредина!». Спустя 30 лет герои советских школьников по-прежнему живы. Созданный поклонниками сайт www.vasechkin.ru  ежедневно посещают сотни новых фанатов, а сам автор идеи, сценарист, писатель, известный кинорежиссёр Владимир Алеников выпустил три новые книги, где рассказывает как о старых, так и о неизвестных ещё приключениях своих знаменитых персонажей. Более того, в юбилейный год Владимир Михайлович представил читателям новый уникальный всероссийский издательский проект «КНИГА+КИНО». В рамках этого проекта проводится всероссийский читательский конкурс среди любителей кино. Проект стартовал с издания трёх новых книг Владимира Аленикова‚ которые он планирует экранизировать - «Зелёная зона», «Звезда упала» и «Странники терпенья». Автор призывает любителей кино не только читать книги новой серии, но и визуализировать своё читательское воображение - снимать и присылать на конкурс фотоиллюстрации к прочитанному. По итогам конкурсного отбора наиболее интересные работы? читателей станут иллюстрациями в новом, массовом и красочном издании этих книп а победители конкурса будут приглашены на съёмки настоящего кино в качестве актёров эпизодических ролей. В отборе лучших работ вместе с режиссёром. примут участие популярные актёры: Армен Джигарханян, Леонид Каневский, Нонна Гришаева, Вячеслав Гришечкин, Эммануил Виторган, Ольга Будина, Александр Рапопорт, Дмитрий Харатьян‚ Дмитрий Певцов, Ирина Розанова, Егор Дружинин, Николай Добрынин, Станислав Садальский, Александр Панкратов-Чёрный, Оксана Сташенко‚ Вениамин Смехов, Нина Усатова, Андрей Ургант, Сергей Мигицко, Сергей Баталов, Клара Новикова и другие. Многие из них вместе с автором принимают участие в презентациях проекта.

«ПР» пообщалась с Владимиром Алениковым во время одной из них в книжном супермаркете "Медведково", где кроме самого режиссёра присутствовал его друг артист Александр Рапопорт.

Строгие мамы

- Владимир Михайлович, о чём новые книги? Когда планируете экранизацию?


-В рамках проекта «КНИГА+КИНО» я представляю целых три книги: триллеры  «Зелёная зона», «Звезда упала», «Странники терпенья». Это разные ипостаси жанра. «Зелёная зона» - любовный триллер, «Звезда упала» - драматический триллер, действие которого происходит с 1941-го по 1947-й год. «Странники терпенья» - сложный психологический триллер. Каждый из этих романов - это кинопроект, по каждому написан киносценарии. В частности, над «Странниками терпенья» уже идет предварительная работа на студии Никиты Михалкова «ТРИТЭ». Летом 2014 года планируем приступить к съёмкам.

-Недавно вышел ваш последний фильм «Война Принцессы». На фестивалях картина получила множество наград, а в кинотеатрах прошла незаметно. Обидно?

-Действительно, в Москве картину показали только в шести кинотеатрах. К сожалению, у фильма нет достаточно широкой рекламной поддержки. Это и обидно, и неправильно. Ведь эта картина могла бы что-то изменить в общем нравственном климате в стране. Вообще, проблема с прокатом серьёзных отечественных фильмов, обращённых к человеческой душе, стоит очень остро.

- Не боялись в «Войне Принцессы» затрагивать межнациональные отношения?

- Не только не боялся, а считал необходимым на эту тему высказаться. Убеждён, что она необыкновенно важна сегодня. В частности, недавние события в Бирюлёве показали, насколько проблема актуальна. 

- Главную героиню Катю Черепухину так просто увидели на улице, взяли и привели в кино?

-Да, так и было. Я искал именно такую девочку, с такой внешностью. Катя шла по улице с мамой. Я представился и пригласил на студию. Сниматься Катя вовсе не мечтала. Было непросто убедить её, что она справится с ролью. На самом деле каждый человек с рождения имеет склонность к лицедейству.’ Вопрос в том, как это вытащить на поверхность. С Лянкой Грыу, кстати, тоже было не всё просто. Её мама поначалу была категорически против того, чтобы она снималась в нашей картине «Война Принцессы». Когда узнала, что дочь должна играть девочку, которая собирается убить отчима за то, что он к ней пристаёт, ужаснулась. Согласилась не сразу. Потом сама помогала, присутствовала на съёмках.

- С кем сложнее работать - с детьми или взрослыми?

- Конечно, с детьми. Дети сами по себе играть не могут. Их нужно учить. К тому же важно создать правильную атмосферу. С ними режиссёр - это  обязательно педагог со своими приёмами: Ролан Быков, например,   предпочитал игровой метод: втягивал детей в игры и так добивался результата. У меня в фильме «Война Принцессы» исполнители главных ролей - влюблённых подростков - поначалу друг друга терпеть не могли. Мне пришлось немало сил потратить, чтобы Арам Геворкян и Катя Черепухина стали хорошо друг к другу относиться. Когда я снимал «Петрова и Васечкина», было легче: играющие главные роли Дима Барков и Егор Дружинин, увидев Ингу Ильм (Маша Старцева - Ред.), оба влюбились и дружно выбрали её своей героиней.

Заплыв в холодном море


- Ученики не забывают своего киноучителя?

- Недавно на праздновании 30-летнего юбилея фильмов о Петрове и Васечкине в Санкт-Петербурге собрались почти все. Замечательный был праздник! Мне даже подарили на небе звезду, о чём свидетельствует солидный сертификат. Так её и назвали - «Петров и Васечкин». Общаемся с моими бывшими актёрами в социальных сетях, по телефону. Так что я всегда в курсе их дел.

- Барков, Дружинин, Гришечкин, Добрынин, Андрей Ургант... Впервые эти актёры появились в большом кино в ваших картинах. Приходилось кого-то уговаривать?

- По-разному бывало. Помню, когда на пробах к «Петрову и Васечкину» спросил Ингу Ильм: «Кем ты хочешь стать?», она ответила: «Историком». Получается, сбил её с толку. Но у неё хватило мужества вернуться к своей детской мечте. Несколько лет назад она оставила карьеру в кино и театре, поступила на истфак МГУ, с блеском его окончила и сейчас защищает диссертацию. Считаю это сильным поступком. Впрочем, на съёмках «Петрова и Васечкина» дети тоже вели себя мужественно. Сцену, когда ради медали мальчишки решили спасать друг друга, а потом их из воды вытаскивает Маша, снимали в Одессе осенью. Море уже было холодным. Мы на берегу стояли с одеялами и со спиртом в руках наготове - после каждого дубля тут же их растирали.

- А потом фильм положили на полку...

- Мучений особых не было. На съёмочной площадке происходило много забавного и интересного. Ведь мы были молодыми... Когда сдавал «Приключения Петрова и Васечкина» в Москве, мне предложили снять продолжение. Я начал отказываться, мне эти герои уже изрядно поднадоели. На что мне было сказано: или снимаете продолжение, или вообще больше ничего снимать не будете. Тогда, как компромисс, я выговорил право снять продолжение - «Каникулы Петрова и Васечкина» - в жанре мюзикла. Пока летел назад в Одессу, придумал оба новых фильма-мюзикла - «Хулиган» по мотивам «Ревизора» Гоголя и «Рыцарь» по мотивам «Дон-Кихота» Сервантеса. Но когда работа закончилась, уже обе картины и «Приключения...», и «Каникулы...» - положили на полку с формулировкой «Никогда никому не показывать» - мол, в фильмах сплошные американизмы, это не пиоинерское кино. Но это известная история, о которой я уже рассказывал.

- Напомните...

- За мои фильмы тогда вступились Сергей Михалков, Анатолий Алексин, Наталия Сац, Дмитрий Кабалевский и многие другие, к кому я обращался. Тщетно. Председатель Гостелерадио Сергей Лапин был неумолим. Тогда, узнав, что дочь Юрия Андропова (в те годы генсек СССР - Ред.) Ирина - заместитель главного редактора журнала «Музыкальная жизнь», я добился с ней встречи и уговорил её с детьми прийти на показ фильма. Сделать это было, сами понимаете, непросто. Когда она согласилась, вечером того же дня попросил в творческом объединении «Экран» зарезервировать зал для просмотра. Узнав, что семья Андроповых придёт смотреть картины, мне уже наследующий день перезвонили из Останкино и сообщили, что к Международному дню защиты детей, 1 июня, фильм покажут по центральному каналу.

Дворжецкии - альтруист


- Васечкина списали с себя, Петрова - с друга. А как герои попали в «Ералаш»?

- В киножурнал «Ералаш» меня пригласил его создатель, замечательный драматург и сценарист Александр Григорьевич Хмелик. Не столько он меня нашёл, сколько я его разыскал. Услышал, что открывается новый киножурнал. Дозвонился, приехал, представился. Он спросил: «Что-нибудь можете написать?» На следующий день я в тетрадке привёз 38 историй. Он стал слушать, смеяться и перечислять, что берёт. Я сказал, что я всё отдам, но с одним условием - хочу сам снять один из сюжетов. Я рассказал, что ставил спектакли и снял короткометражный фильм «Сад». Хмелик попросил его показать. Посмотрев фильм на следующий день, сказал: «Пиши заявление о приёме на работу». «Сад» был моим дебютом в кино. Это первый в стране фильм, снятый вне государственной монополии. Актёры в этой картине - Рамзес Джабраилов, Лена Соловей, Женя Жариков, Влад Дворжецкий, Алла Евдокимова, Иннокентий Смоктуновский и все остальные - работали бесплатно. Дворжецкий даже прилетал вечером за свой счёт из Ленинграда, где тогда снимался на «Ленфильме», ночью снимался у меня, а утром улетал обратно. Со Смоктуновским мы писали звук в его ванной больше это было делать негде. 

- У вас двое детей. Отцовский опыт пригодился в работе с детьми?

- Они уже не дети, а опыт использую и сейчас - ученический, родительский, учительский. Я же был школьным учителем - сначала в ленинградской школе работал, потом три года в московской. Преподавал французский язык, русский, литературу. Мне было всего 18 лет, когда мне предложили вести французский язык, я перед этим экстерном окончил Высшие курсы иностранных языков. Причём направили сразу в старший класс. Помню, ученики смотрели с интересом - девочки улыбались и кокетничали. Всерьёз не воспринимали. Так что многие мои истории на экране - из жизни. 

Перебежчик Зиновии Гердт


- Во многих ваших фильмах трагикомизм, гротеск... Артисты безпредрассудков обыгрывают смерть или болезнь, ложатся в гроб, если нужно?

-У меня не так много кладбищенских историй. Когда я работал вторым режиссёром у Рустама Хамдамова в ленте «Нечаянные радости», позже переснятой Никитой Михалковым и известной как фильм «Раба любви», помню, что Лену Соловей долго уговаривали лечь в гроб она этого очень не хотела.

- В фильме «Биндюжник и Король» у вас играл Зиновий Гердт. Каким его запомнили?


- Умным, ироничным. Потрясающим артистом, замечательным собеседником. Вспоминаю занятную историю. Во время съёмок Гердт попросил, чтобы я его отпустил на денёк сняться у Юнгвальда-Хилькевича в картине «Искусство жить в Одессе». Ну, я согласился, он вернулся, съёмки продолжились, я об этом и забыл. А спустя какое-то время я увидел на экране «Искусство жить в Одессе» и рассмеялся Гердт снялся там в гриме и костюме персонажа нашей картины Арье-Лейба. Просто на минуточку зашёл в другой фильм в этом же образе и вышел.

- Вы несколько фильмов сняли в Америке. Сильно отличается процесс?

- Главным образом отличается работа режиссёра. В Штатах режиссёр не бегает с мегафоном. Этим занимается первый ассистент. А режиссёр сидит и думает. Это его главное занятие. У нас же он по-прежнему должен всем командовать, за всем следить, иначе ничего не будет происходить. И всё за всеми проверять.

Виктория НЕДЗЕЛЬСКАЯ
Прямая речь, №5, декабрь 2013









Главная Биография Фильмы Статьи Книги Видео Контакты
Created by Web39.RU
Написать администратору