Что бы вы сделали на месте Бени Крика? Правильно, вы ничего бы не сделали, поэтому Беня — Король, а вы то, что вы есть.
![]() |
«Биндюжник и Король» — великолепный этюд по бабелевским мотивам. Постановка (она выше всех похвал) воссоздаёт перед нами полотно из еврейской жизни.
Можно, конечно, из соображений «политкорректности» понимать это вне национального, исторического и какого-либо контексте. Да, смотреть такие вещи само по себе здорово, тем более, что в фильме АБСОЛЮТНО нет никаких передёргиваний и т. д., но (!) одесско-еврейская история приобретает поистине эпический размах. Особенно производят впечатление тончайшая ирония, будто маскирующая «вековечную брезгливость» (необъективное по идее выражение Достоевского — но он пророчески возвышается над автором), мудрость, грусть, сожаление… И, разумеется, глубочайший подтекст. Уникальный случай — интонация преобладает над сюжетом.
Фильм проникнут удивительным оптимизмом и удовольствием от жизни. И ещё любовью — это центральный момент. Понимание любви как жизни, традиции, страсти и много чего ещё причудливым образом сплавляется, и получается — что получается. Так, Мендель Крик собирается из-за любви к «Марусечке» продать знаменитую конюшню. У Двойры трагикомичная навязчивая идея — выйти замуж ("Она ведь девушка, всего лишь девушка…»)
Герои настолько оригинальны, неповторимы, что даже не хочется определять их своеборазие словами. Скажу только, что Беня — образ, насыщенный сильной харизмой, красноречием, креативом, жизнью, одним словом… Он Король, в стране, где есть царь! Незабываем и Арией Лейб — «гордый еврей».
Когда режиссёр решается на работу с литературными аллюзиями, так или иначе приходится сравнивать кино с первоисточником. И не важно, хорошо это ли плохо — неизбежно. Исаак Бабель — роскошный материал, что тут говорить! Я сожалею, что в нашем культурном пространстве он начал фигурировать только как «возвращённый» писатель. Я считаю, что его литературное наследство надо понимать вне политической конъюнктуры. Но здесь сравнение явно характеризует «Биндюжник и Король» с лучшей стороны. Авторы нашли адекватный язык. «Биндюжник и Король» — это гораздо лучше, чем иные многочисленные экранизации Бабеля (того же Зельдовича, например).
Это лучший мюзикл, который я имела счастье видеть. Кажется, из колоритного музыкального оформления пробивается что-то откровенно джазовое… Во всяком случае, у меня ощущение было такое.
Кроме всего прочего, фильм замечателен просто зрительно — воспринимается как живопись.
Где начинается Беня?..
29 октября 2009